Техническое обслуживание компьютерного оборудования, которое входит в состав медицинских комплексов
Техническое обслуживание компьютерного оборудования, которое входит в состав медицинских комплексов

Заметка написана по результатам реальных работ для реального оборудования – комплекса оптико-когерентного томографа 3DOCT-1000, Topcon (далее – ОКТ). Естественно, заказчика называть не будем, сохраним инкогнито.

У заказчика комплекс успешно эксплуатируется уже 7 лет. Врачам чрезвычайно удобно при лечении пациентов сравнивать снимки, сделанные с интервалом в несколько лет. На протяжении последних 2-х лет были получены жалобы на неустойчивую работу комплекса, частые зависания оборудования, перезагрузки компьютера. Было предложено провести профилактику компьютера. К сожалению, убедить заказчика не удалось, железный аргумент типа – «работает и пусть работает» – оказался сильнее.

Пришлось ожидать развития событий.

В разгар летней жары история получила продолжение – комплекс ОКТ начал отказывать несколько раз в день, зависать или просто не включаться. По внешним проявлениям такие отказы относятся к выходу из строя материнской платы компьютера. Проверка состояния оборудования с помощь специальной программы показала, что температура процессора в ненагруженном состоянии составляла 88оС. Что на 35-40 градусов выше нормы. И находиться на грани допустимого. И при повышении температуры могло привести к серьезным последствиям – сгорание материнской платы, выход из строя жестких дисков и т.д.

Пришлось оперативно заказывать очень не дешевые комплектующие для нового системного блока, ждать их доставку, т.к. они не относятся к бытовым комплектующим и в свободной продаже бывают редко.

Все время приходилось просто уговаривать запуститься компьютер, т.к. в таком состоянии ни о каком техническом обслуживании речь не шла. Любая попытка поправить ситуацию – вскрыть компьютер, провести профилактику – могла закончиться отказом материнской платы, потерей данных о проведенных исследованиях.

Системный блок собрали, данные перенесли, комплекс настроили и ввели в работу. Врачи довольны.

Наступил момент, когда можно заняться основным пациентом – старым системным блоком, провести диагностику и поставить диагноз.

Итак, начинаем.

Диагностика системного блока.

После раскрытия системного блока обнаружено:

- профессиональный специализированный вычислительный комплекс, который изготавливался для работы в составе комплекса ОКТ. Подобраны все компоненты, система охлаждения, жесткие диски и т.д.;

- жуткое состояние внутренности системного блока, которое связано с тем, что внутри, на системе охлаждения процессора скопилось огромное количество пыли!

На снимке 1 запечатлена система охлаждения процессора и материнская плата.

Снимок 1. Вид системного блока внутри, система охлаждения процессора, материнская плата.

Большая конструкция в центре снимка – радиатор системы охлаждения, который крепится на процессор и предназначен для отвода и рассеивания тепла от процессора.

На снимке 2 приведен вид радиатора на просвет. Он полностью забит пылью, которая сыпется из него при каждом движении

Снимок 2. Вид радиатора системы охлаждения.

Смотрим состояние теплоотводящей пасты процессора – специальная паста, которая наноситься на процессор и предназначена для обеспечения теплоотвода от процессора на радиатор системы охлаждения (снимок 3).

Снимок 3. Процессор и теплоотводящая паста.

При проверке оказывается, что теплоотводящая паста полностью окаменела и не обеспечивала переноса тепла от процессора к радиатору системы охлаждения.

Диагноз

1. Профессионально собранный вычислительный комплекс находиться в ужасном техническом состоянии из-за попадания внутрь и накопления огромного количества пыли. Если говорить техническим языком – то, что компьютер дотянул до переноса программного обеспечения и данных, большая удача.

2. По мнению технических специалистов, заказчик здорово рисковал, оставляя комплекс работать в таком состоянии.

Выход из строя оборудования приводил к следующему:

- потере данных о проведенных исследованиях;

- длительному отсутствию возможности проведения.

Выводы

Говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

С компьютерным оборудованием тоже самое – при своевременной профессиональной диагностике проблем можно спокойно устранить причину неисправности и продлить сроки работы оборудования.

В нынешних экономических условиях дешевле оплачивать техническое обслуживание, приглашая профессиональных специалистов, чем ожидать окончательного выхода из строя, а после этого тратить время и деньги на поиск, заказ, доставку и т.д.

Авторы:

компания «Авалекс Текнолоджи»,

компания «МК «Медикус»